20:39 Как запорожцы радиохулиганили. | |
Как запорожцы радиохулиганили. Была раньше такая «профессия» – и в снег, и в дождь, и днем, и ночью на средних радиоволнах обеспечивать музыкой свой двор, улицу, район и город. Речь, конечно же, о незаконном хобби запорожской молодежи XX века – радиохулиганстве. Первые шаги Все началось в середине 50-х. В связи с наступление политической оттепели и ростом благосостояния граждан у запорожцев, как и у всех их сограждан по СССР, резко усилился интерес к радио. До этого владение обычным радиоприемником запросто могло закончиться для его владельца «стуком» соседей в соответствующие органы – дескать, из-за стенки доносятся «вражеские голоса». В 50-е же, после войны, вставшая на мирные рельсы промышленность СССР начинает делать все больше и больше радиоприемников. Возрождается выпуск популярного журнала «Радио», а в эфире появляются коротковолновики. Впрочем, получение разрешения на радиовещание из собственной квартиры было еще той проблемкой. Выход в эфир сопровождала длительная и тягостная бюрократическая процедура. Как результат – с середины пятидесятых годов в эфире стали возникать кустарные незарегистрированные радиостанции. ![]() «В Запорожье радиохулиганы (хотя их так тогда никто не называл) появились одновременно со стилягами, примерно в 1955-56-х годах», – вспоминает запорожский пенсионер Владимир, некогда бороздивший радиоволны под позывным «Кочубей». В эфир радиолюбители- нелегалы выходили с помощью самодельного устройства – на жаргоне оно называлось «приставка» или «шарманка». Изготовить такой простейший передатчик мог даже подросток. Причем, едва ли не каждый – необходимым для сборки «шарманки» минимумом радиотехнических познаний, как и умением паять, миллионы советских детишек овладевали во многочисленных тогда бесплатных радиокружках. Подключалась «самоделка» к усилителю низкой частоты, как правило, к ламповому приемнику или проигрывателю. Такой аппарат обеспечивал слышимость станции в радиусе нескольких километров. ![]() Основным занятием «шарманщиков» было «гонять музыку». – Радиохулиганы 50-х крутили музыку. Мы хорошо знали их позывные, – вспоминает экс-запорожанка Леонида Покорская. – Слушали Петра Лещенко, рок-н-ролл, буги-вуги. И хоть это и было «тлетворным влиянием Запада», именно с тех пор я полюбила эти ритмы. Тем, кто не помнит Петра Лещенко, достаточно напеть его хит «У самовара я и моя Маша». Творчество эмигранта официальная пропаганда СССР клеймила однозначно – «низкопробные пошлые куплеты» и «вульгарные песенки белогвардейца». Доставалось и рок-н-роллу – он «отравлял души молодежи». Естественно, чуждую строителям коммунизма музыку напрасно было искать в запорожских магазинах «Культовары». Радиопиратов выручал «черный рынок». В ротации нелегальных радиостанций Запорожья 50-х так называемая «музыка на костях» – песни с пластинок-«ребер», изготовленных из рентгеновских снимков. «Посмотрев такую пластину на свет, можно было увидеть чьи-то сломанные конечности или ребра», – вспоминает запорожский пенсионер Андрей Фетисов. Не менее экзотическим способом радиохулиганы добывали необходимые для вещания в эфире микрофоны – отпиливали половину телефонной трубки и использовали ее нижнюю часть... | |
|
Всего комментариев: 0 | |